22 февраля в Симферополе прошел Окружной форум "Наставник", в котором приняли участие представители Группы Компаний Unitile во главе с директором по персоналу Татьяной Федченко. Форум объединил несколько сотен наставников на предприятиях, студентов ведущих региональных вузов, представителей региональных бизнес-объединений, институтов развития, органов федеральной и региональной власти и многих других.
— Сегодня на федеральном и на региональных уровнях активно поддерживается тренд на наставничество. И я рада тому, что это происходит. Какие бы ни были технологии, как бы далеко не проникла в жизнь виртуальная реальность, реальные знания и мастерство передаются от человека к человеку. Даже самый крутой "айтишник" учился не у искусственного интеллекта, а у живого учителя, который дал ему "персональную огранку", позволил раскрыться всем его дарованиям и талантам — уверенна Татьяна Федченко.
— Кстати, практика наставничества была очень распространена в советские годы.
— И это было один из многих положительных моментов, который мы едва не потеряли в свое время. Говоря "мы", я имею ввиду общество в целом. На наших предприятиях, в Группе Компаний, традиции наставничества никогда не прерывались.
— Получается, что прав был мудрый царь Соломон, нет ничего нового под солнцем, все хорошо забытое старое?
— Он был хоть и великим, но все-таки человеком, а значит и прав, и нет. Безусловно, старые проверенные формы наставничества никуда не денутся. Но сегодня они обретают ценность только в комплексе с новыми, инновационными решениями, которые родило время. Посмотрите как изменился мир вокруг нас, какие информационные потоки обрушиваются на человека, сколько появилось информационных каналов, о которых еще тридцать лет назад не всякий фантаст писал. На предприятия приходят люди действительно новой формации и новой цифровой эпохи — поколения "Y", "Z", "миллениалы".
— Поколения "гаджетов"…
— Поколения, привыкшие к другому формату общения и отношений. Более ориентированные на игровую составляющую, визуализацию, цифровизацию. К тому же, прежнее наставничество ограничивалось большей частью передачей профессионального опыта "за станком с восьми до пяти" и редко выходило за проходную. Сейчас многочисленные "диджитал"-технологии, приложения, интранет позволяют общаться постоянно в режиме "он-лайн", спросить совета не только о том, "как проще вставить шплинт А в гнездо В", но и обратиться с личным вопросом. Ведь наставник — это прежде всего пример того, каким надо быть. Это огромная степень доверия и симпатии между людьми. Нельзя вызвать даже самого лучшего, но, скажем, не слишком коммуникабельного сотрудника в кабинет к директору и приказать: с завтрашнего дня ты — хороший наставник.
— Вы ведь не просто участвовали в форуме?
— Я выступала спикером и модерировала одну из дискуссионных панелей. Хочу отметить два очень позитивных момента. В настоящий момент все большее значение придается т.н. "горизонтальному наставничеству". И мы не просто совпали с этим трендом, но даже немного его опередили. На наших предприятиях уже достаточно хорошо и плотно проводится обменом опытом между различными подразделениями. А в этом году мы начинаем аналогичный обмен опытом с другими промышленными предприятиями, не из нашей отрасли. Дирекция по производству уже составила график поездок до конца года на заводы Ростовской области и Краснодарского края. Будем делиться решениями в области организации работы, принятия управленческих решений, вопросов соцкультбыта.
— А второй?
— В Unitile мы объединили в понятии и практике наставничества две важнейшие составляющие. У нас богатые традиции — наши заводы существуют уже более 60 лет и среди нас трудятся люди, отдавшие им по сорок и более лет своего трудового стажа. То есть люди, фактически стоявшие у истоков современной керамической отрасли в стране. Но мы не просто прививаем, развиваем и передаем традиции, мы делаем это через ценности. Главная из которых — лидерство. Ведь наставник — это всегда лидер, тот, кто идет впереди. Но Учителем с большой буквы он станет только тогда, когда заразит лидерством, стремлением идти вперед, развиваться, быть лучшим своего подопечного. Знаете, для многих участников такое сочетание "техники профессии" и ценностей корпоративной культуры вызвало большой интерес и удивление. Нам задавали буквально массу вопросов.
— В этом году вы намерены вывести наставничество за территорию заводов и пойти с нею "в мир".
— Правильнее сказать в молодежь. Мы завершаем переговоры с Министерством образования области по итогу которых за нами закрепят несколько детских домов и школ-интернатов, над которыми мы возьмем шефство. И в самом широком смысле, и в "профессиональном плане", Будем работать с подростками из выпускных классов, помогая им определиться с выбором профессии, найти свое призвание. Будем проводить профтестирование и профориентацию, "часы профессий" с участием представителей всех служб — производственников, финансистов, юристов, снабженцев. Но, самое главное, если кто-то из ребят решит выбрать нашу профессию и стать керамистом, мы будем сопровождать его все время обучения, вплоть до последующего приема на работу.