Научиться слышать и понимать

анонс.jpg

В юриспруденции много общего со строительством, уверенна директор по правовым вопросам Группы компаний Unitile Алевтина Хараджева. И после нашего разговора, это сравнение уже не выглядело таким парадоксальным, как показалось на первый взгляд.

Работа юридической службы на первый взгляд незаметна. В этой своей незаметности она похожа на несущие конструкции любого здания. Мы знаем, что они есть, но видим в первую очередь отделку и яркие краски фасада, интерьер и убранство каждого отдельного помещения. И когда все обстоит именно так – это прекрасно. Значит все идет как надо, без эксцессов, сбоев, ненужных и лишних неприятных моментов. Ведь о несущих конструкциях мы вспоминаем в двух случаях – при перепланировке и когда здание начинает давать трещину.

Иными словами, юристы – это те атланты, на плечах которых…

Конечно нет. В компании такого масштаба, как наша, атланты – это каждое подразделение, каждая служба. Мы все держим на плечах и друг друга и большую планету Unitile. Тем не менее, говоря о задачах юридической службы, я не случайно использовала образ несущих конструкций и даже больше – в принципе стен. Для чего в доме существуют стены, окна и двери?

Чтобы не пускать в комнату ветер?

И снег, и дождь, и прочую непогоду. Это огромный пласт нашей работы от составления договоров, организация работы и документооборота компании в правовом поле, оценка рисков при запуске новых продуктов. Подготовка контрактов в рамках сопровождения наших инвестиционных проектов, положения которых позволяют своевременно контролировать качество выполняемых работ, сроки реализации и этапы освоения инвестиций от начала до конца.

Плюс то, что я называю выстраиванием экологичного сотрудничества со всеми контролирующими государственными органами и органами власти, в основе которого – строгое исполнении Группой компаний норм российского законодательства, постоянное совершенствование внутренней нормативной базы. Мы уверенны, что «чистота бизнеса» увеличивает его капитализацию и делает более привлекательным для сотрудников, партнеров и клиентов.

Если говорить о возведении каркаса, логика сравнения со строительством понятна.

Она еще более понятна, если продолжить сравнение, дополнив его процессом отделки. Например, оформление всех активов: материальных (акции, доли, земля, недвижимость), нематериальных (товарные знаки, логотипы, ноу - хау) – это «черновая отделка». А реструктуризация Группы Компаний в части корпоративной структуры – определение органов управления, принимающих решения (Правление, Совет директоров), их компетенций, полномочий, ответственности и структурирование связей между уполномоченными лицами в виде четкой системы положений, регламентов, бизнес-процессов – отделка уже чистовая.

Многое из того, о чем мы говорили выше – это постоянный, кропотливый, повседневный и в чем-то даже рутинный труд. Приходится ли решать какие-то большие, скажем так, «штучные» задачи? Были ли такие в 2018 году?

Очень большие задачи, как правило, могут растягиваться на период, больше чем один год. Скажем, в прошлом году мы успешно завершили первый этап начатой несколько лет назад стратегии по формированию совершенной корпоративной структуры. Сегодня все наши активы на площадках в Шахтах, Воронеже, Санкт – Петербурге оформлены надлежащим образом, мы получили на каждый актив один из титулов – собственность или долгосрочную аренду.

Причем в Воронеже это была задача не из самых простых – необходимо было оформить долгосрочную аренду на земельный участок под заводом, находящий в федеральной собственности. Нами был подан иск к Российской Федерации об обжаловании бездействий территориального управления Росимуществом ВО и понуждению к заключению договора аренды. В результате решение было принято в нашу пользу. Договор аренды на 49 лет, подписанный Росимуществом, у нас «на руках». Это большая победа по итогам трех лет упорной работы – досудебной переписки со всеми уполномоченными гос. органами и блестящей защитой интересов компании в суде.

Какие основные задачи стоят перед вашей дирекцией в 2019 году?

Он пройдет под эгидой дальнейшего улучшения операционных процессов, повышения их прозрачности. Основная задача – правильное распределение полномочий и компетенций, разграничение по уровню принимаемых решений и зонам ответственности между органами управления компанией через разработку и внедрение прозрачных политик, регламентов, положений, бизнес-процессов. Внедрение стандартов и форматов отчетности для Совета директоров, Тендерного комитета, Кредитного комитета, Комитета по кадрам и вознаграждениям.

Немного о личном. Вы всегда хотели стать юристом? Как-то не вяжется с вами стереотип хитрого и пронырливого крючкотворца.

Конечно не всегда. Кто из мальчиков в раннем детстве не мечтал стать летчиком или космонавтом, а в итоге понимал, что его призвание – быть художником, писателем, строителем, инженером, ученым? Так и я в определенный момент поняла, что мое призвание – юриспруденция. И рада, что выбрала именно эту профессию.

Что же до стереотипов – меньше смотрите Голливуд, больше ориентируйтесь на живых людей. Настоящий юрист не может быть пронырой. Да и просто профессионалом ему быть мало. Он должен уметь строить отношения с коллегами, вести диалог, убеждать. И люди должны ему доверять, только тогда у него получится что-то настоящее. Главная компетенция юриста – личная честность.

Что самое интересное в вашей профессии?

То, что в ней невозможно «застояться». Нужно постоянно учиться: законодательство меняется, появляются новые коллизии, прецеденты, встают вопросы, которые не стояли раньше и решить их без кропотливой подготовки невозможно.

Чтобы вы посоветовали начинающим юристам?

Научиться не просто слушать, а слышать и понимать услышанное. Многих коллизий могло бы не возникать, если бы стороны изначально были внимательны друг к другу, способны признать, что и у оппонента или, если хотите, контрагента, тоже есть свои интересы. И главное, не настоять на своем, тем более, передавить сторону, а найти взаимоприемлемый и взаимовыгодный компромисс.

Похожие новости