Олег Антименко: Андрея Колпакова знает все просвещенное человечество и пара ближайших галактик. А вот его друг, Алексей Кринчик, хоть и не менее велик, но пока менее известен (был до нашего выхода). Поэтому представляем главного архитектора и управляющего партнера архитектурного бюро «Мастерплан». Кстати, ты кажется несколько раз посещал, стажировался и участвовал в различных профессиональных мероприятиях в Голландии?
Алексей Кринчик: И в Голландии, и не только.
Олег Антименко: Мне нравится название вашего бюро. У каждого мастера есть план … веет чем-то нидерландским. А что такое управляющий партнер? Что такое главный архитектор – это понятно. Относительно, условно, более-менее.
Алексей Кринчик: Управляющий партнер - это человек, который, скажем так, соучредитель и имеет право голоса при принятии важных решений в компании.
Олег Антименко: Трудно совмещать эти должности?
Алексей Кринчик: Сейчас уже не трудно, потому что у нас есть директор, специально обученный человек, который берет на себя все вопросы по администрированию.
Олег Антименко: И теперь вы можете спокойно сидеть с другим партнером за планом, над планом, и с планом. В вам наверняка хорошо.
Алексей Кринчик: Отлично, да.
Олег Антименко: Я понимаю. Тогда уже перейдем к делу. Скажи мне, пожалуйста, как давно твое архитектурное бюро существует?
Алексей Кринчик: Для правильности исторического порядка, до недавнего времени я возглавлял архитектурное бюро «Прожектор», которое сам открыл, сам пестовал в течение пяти лет. Сейчас мы объединились с моим другом, наш общий с Андреем друг, Андрей Вырва. Как раз-таки он управлял бюро «Мастерплан» - у нас произошло слияние этой весной.
Олег Антименко: А сам ты как давно занимаешься архитектурой: с детства, с рождения или в классе 10 на тебя упала перекладина или ты упал на физкультуре и понял, что ты архитектор?
Алексей Кринчик: Наверное, еще до рождения. Отец и мать были инженерами, проектировали машиностроительные линии и какая-то видно часть во мне осталась.
Олег Антименко: Ну ты знаешь, между машиностроительной линией и архитектурой…
Алексей Кринчик: В СССР архитектуры особо не было. Строили станки, строили дома, похожие на станки.
Олег Антименко: В советские годы, ты сам сказал, были типовые проекты, разве сейчас мы не то же самое получаем?
Алексей Кринчик: Сейчас свободы относительно больше, я бы даже сказал, гораздо больше.
Олег Антименко: А насколько востребована архитектура? Есть у нас свои Корбюзье, готовые изуродовать остатки России также, как он изуродовал пол Европы?
Алексей Кринчик: Насчет изуродовал можно поспорить.
Олег Антименко: Это не со мной, с Бродским, по мнению которого у Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души над переменой облика Европы. Так насколько востребована архитектура?
Алексей Кринчик: Ну представь, мы сейчас находимся в архитектурном сооружении, мы ходим по улицам, состоящим из архитектурных сооружений. Я бы сказал, что сейчас масса примеров – программа реновации в Москве…
Олег Антименко: Ну это же тихий ужас!
Алексей Кринчик: Это отдельная песня, что стоит фоном: манипуляции с землей с переселением.
Олег Антименко: Нет, это как раз нормально, ради этого все затевалось. Я имею в виду то, что я видел строящегося по программе реновации, вызывает как минимум зеленую тоску.
Алексей Кринчик: Смысл ее в том, чтобы дать людям максимальный выход площадей жилых при определенных затратах. Важна ли сейчас архитектура? Да, важна. Почему? Потому что меняется структура общества, меняются технологии, меняется все. Приведу контрастный пример. Как-то я показывал голландскому коллеге особняк в Перми. Старинная усадьба помещика. После революция в ней был сиротский приют. Потом больница. Потом, во время войны штаб. Потом библиотека, ночной клуб, коворкинг. Сейчас какое-то креативное пространство. При этом здание не менялось, менялись его функции. А здания, которые возводились по «ты прости, ради ГОСТа прости», у них одна функция – человейника. Они не приспособлены к переменам. А потребность проектировать и строить здания, которые будут адаптироваться к новым условиям, новым требованиям, новым технологиям была, есть и будет всегда.
Олег Антименко: Но как ни крути, а твоя свобода ограничена волей заказчика.
Алексей Кринчик: Мы стараемся модерировать то, что к нам приходит, работать только с интересными заказчиками, у которых есть идея.
Олег Антименко: Идея требует денег.
Алексей Кринчик: Можно в любой бюджет вложить интересную идею. Каждый заказчик важен. Для меня архитектура кроме функционала и геометрии пространства – это и внешний вид. Это и фасад. Сейчас, например, происходит возвращение к кирпичу.
Олег Антименко: И как ты к этому относишься?
Алексей Кринчик: Я с большой любовью отношусь к кирпичной архитектуре и, если есть возможность, желание клиента, я стараюсь, во-первых, удовлетворить это желание, во-вторых, человеку, который все-таки хочет кирпичный фасад, еще и привнести свою любовь к кирпичу.
Олег Антименко: Ты любишь кирпич. Так же, как и Андрей?
Алексей Кринчик: Может быть, не настолько. Я все-таки более свободных взглядов в этом плане. Признаю кроме кирпича и другие материалы.
Олег Антименко: Андрей, я так понимаю, тебе крупно повезло с Алексеем?
Андрей Колпаков: С моим другом Алексеем мне очень сильно повезло. Я вспоминаю всех своих друзей и не друзей, заказчиков и архитекторов, и мне больно. Вот приходит заказчик. Спрашиваем: «У вас есть проект?». Он гордо говорит: «Да, я пришел от архитектора, у меня есть проект». Здорово. Открываю проект и что я вижу? Желтый кирпич с коричневыми вставками.
Алексей Кринчик: Это прямо боль.
Андрей Колпаков: Кирпич, он может быть и как главное действующее лицо на фасаде, так и играть роль второго плана, если, допустим, на нем декор. Много возможностей применения кирпича. Я говорю и о видах кладки: с подрезкой, русская цепная кладка. Его можно разворачивать в разных плоскостях, можно делать разные швы и так далее. У нас же любят, чтоб кирпич был идеально ровный и ровная сетчатая кладка. Из кирпича можно делать такие шедевры!
Олег Антименко: Вопрос в деньгах…
Андрей Колпаков: Дело в наличии индивидуальности и собственного Я.
Олег Антименко: И в силе воли у архитектора. Вот если я к тебе приду и скажу: «Ты знаешь, ты все это красиво нарисовал и вот эта вот твоя русская перекрестная с переподвыпертами ничего, но я хочу желтый и коричневый». Ты сделаешь мне такой проект?
Алексей Кринчик: Скажешь еще, сделай доброе дело.
Олег Антименко: Я скажу: сделай по-братски.
Андрей Колпаков: Все можно обыграть так красиво, даже в этих цветах можно найти очень гармоничные решения.
Андрей Колпаков: Тем более, если раньше не из чего было выбирать, то сейчас возможности практически безграничны. Посмотрите на линейку «Маркинского кирпича» - твори не хочу. Вот простые примеры того, о чем я говорю. Это общедоступный фотобанк. Нечто аналогичное и даже лучше можно сделать из «Маркинского».
Олег Антименко: Сбросим кирпичный накал, а то Андрей сейчас драться начнет. Алексей, как ты относишься к новым нынешним трендам типа вентфасадов, и, особенно, вентфасадов из крупноформатного керамогранита?
Алексей Кринчик: Вентфасады отлично выглядят. Мой собственный дом облицован вентфасадом. Но у этой медали есть две стороны. Первая – это то, что берут наши дорогие строители с подачи архитекторов новую технологию и делают ее классно. А если мы посмотрим в чуть другую сторону, то вот обратная сторона медали: когда берут керамогранит или еще что-то, чтоб не париться и не восстанавливать архитектурные элементы, те самые, старые, которые с любовью выложены на фасадах умелыми натруженными руками старых кирпичников. Все это бахают керамогранитом. И это печально.
Олег Антименко: То есть, ты считаешь, что керамогранит и вентфасады уместны в новостройках?
Алексей Кринчик: Ну почему? Его можно грамотно применять и в исторической застройке. Вопрос какой керамогранит, какого вида, рисунка, как его порезать, какие окна, какие пропорции. Масса примеров, когда современная архитектура не вторгается, а очень деликатно вписывается в исторический контекст, И это выглядит супер! Дополняет, вступает в диалог с историей.
Кстати, перед программой я внимательно ознакомился с ассортиментом Gracia Ceramica. Для меня это новый продукт, о котором я слышал, но пока еще не работал. И могу сказать, что ее легко вписать и в модерн, и в исторические кварталы! Будем работать.
Тем временем «какой-то японский суп» от Олега Антименко уже готов. Вот вам рецептик: свинина, корень имбиря, морковь, лук, яйца, рисовая лапша, соевый соус, зелень. Все готовится отдельно. Сначала варится бульон с морковью, луком и корнем имбиря, нарезанным кольцами. В большом количестве соевого соуса жарится мясо до полного выкипания жидкости. Варятся яйца, нарезаются на четыре части. Затем 1-2 минуты варится лапша. Затем все ингредиенты выкладывают на одну тарелку и подают на стол.